При сознательном избрании сферы деятельности, отвечающей способностям, потребностям и социоэкономической ситуации, происходит профессиональное самоопределение личности. Этот процесс протекает через этапы жизни: ролевые игры дошкольного возраста, учебу в общеобразовательной школе, университете; прохождение повышения квалификации, смену мест работы и т. п. А также этот процесс соотносится со взрослением индивида, изменением его потребностей в реализации.
Человек выбирает профессию на протяжении всей жизни
История вопроса
В дореволюционной России издавался журнал «Кающийся энциклопедист». В выпуске за 1900 г. есть раздел, в котором идет речь о выборе профессии и выделяются 4 критерия:
- в рамках семейных традиций;
- в связи со случайным выбором;
- по призванию;
- по расчету.
А также в царское время печатались издания, содержащие перечень учебных заведений и подробную информацию о них.
В Советской России темы труда, трудовой подготовки и профориентационной работы всегда были на повестке дня. В 1-е годы советской власти, в период НЭПа и позже свобода выбора поощрялась. Во времена правления Сталина все этапы развития личности строго контролировались и направлялись, согласно действующему регламенту. В период с 50–80-е гг. в профориентации происходили изменения, писались научные работы и внедрялись новые методики.
К началу 90-х назрела потребность в изменениях, которая воплотилась в создании 60 централизованных пунктов профориентации молодежи в регионах.Госкомтруд начал активную подготовку профконсультантов. За недостатком дальнейшего финансирования движения в этой сфере прекратились. В современной России актуально тестирование. На консультациях школьного психолога проблема выбора профессии поднимается по инициативе учащегося.
Мнение врачей:
Врачи считают, что профессиональное самоопределение в медицине имеет свою специфику. Они подчеркивают, что выбор профессии врача требует осознанности, высокой ответственности и постоянного стремления к самосовершенствованию. Врач – это не только профессия, но и призвание, которое требует преданности и этичности. Профессиональное самоопределение в медицине связано с необходимостью постоянного обучения, развития и адаптации к новым технологиям и методам лечения. Врачи утверждают, что ключевыми качествами успешного специалиста являются чувство долга перед пациентами, эмпатия, терпимость и профессионализм. Врачи считают, что профессиональное самоопределение в медицине – это не только выбор профессии, но и образ жизни, который требует высокой моральной и этической составляющей.
Психология понятия
Внешние условия
Профессиональное самоопределение личности — акт осознанного выбора человеком своей роли в общественно полезной деятельности, который обусловлен существованием некоторых внешних условий:
- социоэкономической ситуацией в городе, регионе, государстве;
- приоритетностью профессий, значимостью и актуальностью на конкретный период;
- уровнем образования членов семьи;
- материальным и социальным положением родителей;
- качественными показателями образования, полученного в школе.
Опыт других людей
Специфика профессионального самоопределения часто обсуждается людьми как ключевой момент в карьерном росте. Отзывы о ней разнятся: одни считают, что это процесс, требующий времени и терпения, другие утверждают, что важно следовать своим увлечениям и страстям. Многие отмечают, что профессиональное самоопределение помогает лучше понять себя, свои цели и желания, что в свою очередь способствует более осознанному выбору карьерного пути. Важно не бояться экспериментировать, искать новые возможности и быть открытым к изменениям.
Личностный фактор
Психологи считают, что выбрать сферу для построения карьеры нереально, исключив личностный фактор. Этот фактор представляется триадой принципов:
- анализ внутренних ресурсов: способностей, склонностей, потребностей;
- обозначение профессиональной сферы, взаимосвязь ее с первостепенными жизненными задачами;
- осознание важности деятельности на пользу обществу.
Любая профессия предполагает комплект значимых черт. Если человек обладает выраженными признаками экстраверта, ему подойдет деятельность, подразумевающая постоянные контакты. Такая личность изначально не расположена к выполнению механической работы.
Изучение особенностей человека и соотношение их со значимыми критериями профессий поможет разглядеть его истинное предназначение. Осознание личностью своих слабых сторон дает стимул к тренировке и дальнейшему развитию.
Необходимо проявлять внешнюю активность, обращаясь ко всем возможным источникам: Интернету, книгам, профконсультантам. Чем большей информацией владеет человек о разнообразии мира профессий, тем яснее его представление о выборе.
Личность и профессия
Цели и задачи в работе специалиста
Помощь личности в выборе профессии основывается на следующих пунктах:
- предоставление развернутой информации о мире профессий;
- помощь в анализе предложенной информации и наложении ее на карту способностей и желаний личности;
- оказание моральной поддержки в принятии решения.
Общие рекомендации
Важным залогом успеха является умение ценить такой ресурс, как время. Человеку дан ограниченный промежуток времени на самоопределение, поэтому им нужно грамотно воспользоваться, не размениваясь.
Чтобы не совершить ошибку в выборе, необходимо быть внимательным к следующим нюансам:
- понимать разницу между субъективным отношением к носителю профессии и к ней самой;
- не стоит брать во внимание лишь внешний антураж профессиональной сферы.
В обществе бытует стереотип, подменяющий истинный образ специалиста свойственным профессии ореолом.Цепляясь за внешние показатели, молодой человек может совершить неверный выбор. Необходимо выбирать деятельность. Образ жизни является лишь производной от деятельности.
В помощь выбирающему профессию созданы многочисленные тесты, основанные на работах Дж. Голланда и Е.А. Климова. Посредством их можно понять, какая сфера подойдет человеку.
Первые ступени
Психология профессионального самоопределения под удачным развитием подразумевает движение по пути координации индивидуальных качеств личности с востребованным общественным заказом.
В психологии описаны следующие ступени профессионального самоопределения учащихся:
- Ролевые игры как первый этап на пути самоопределения. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребята, примеряя на себя в игре разные амплуа из мира профессий, осваивают образцы поведения. Этот процесс непосредственно связан с будущим развитием человека.
- Полет фантазии в подростковом возрасте как поиск предназначения. Все подростки, находясь во власти инфантильности и максимализма, видят себя в образе «супергероя» или представителя ярких профессий: эстрадных исполнителей и актеров, журналистов, пожарных и сыщиков. За этим кроется внутреннее и внешнее развитие личности.
- Анализ и рефлексия юности. Возрастной период 16–17 лет характеризуется смешением осмысленного и романтического подхода к карьерному вопросу. В этом возрасте юноши и девушки осознанно делают акцент на определенные школьные предметы, которые будут ключевыми при профессиональном обучении.
- Этап перехода к зрелости. Учащиеся старших классов должны принять решение о выборе профессии. Эта задача может быть растянута на весь период студенчества. Известны случаи изменения профиля во время учебы в институте.
Ролевые игры — первый этап профессионального самоопределения
Сложности выбора у старшеклассников
Ключевым периодом для самоопределения по праву можно назвать старший школьный возраст, который закладывает фундамент для всего будущего развития личности.
На сегодняшний день выбор молодежи во многом диктуется социальными стереотипами, бытующими в обществе. Понятия «работа» и «профессия» молодые люди часто воспринимают как взаимозаменяемые. Главным критерием на пути развития личности оказывается доходность, а не призвание.
Получение высшего образования ассоциируется не с этапом взросления и развития, а с продвижением к цели получения высокооплачиваемой должности. Осложняет дело и самостоятельное решение вопроса трудоустройства (без участия учебного заведения) по завершении периода обучения.
Старшеклассник нашего времени обязан иметь понятие о спросе и предложении на рынке труда, представлять профессиональные перспективы, адекватно презентовать себя на собеседовании, компоновать резюме. Основное, что ему необходимо понимать: в какой степени выбор профессии соотносится с его жизненными ориентирами.
Заранее проигрышными оказываются ситуации, когда истинные устремления личности подменяются прогибом под конъюнктуру: возможностью учиться на бюджете; обучаться вместе с большинством одноклассников; не уезжать далеко, а поступить «хоть куда-нибудь на месте».
Опыт подачи документов одновременно в несколько высших учебных заведений также часто ведет к совершению ошибки. Размениваясь, легко в результате выучиться на нелюбимую специальность и стать неудовлетворенным жизнью.
Карьера и карьеризм
Определение в профессии должно быть мотивированным. Специалисты вычленяют 5 ценностно-смысловых основ:
- отсутствие личностных привязок к стереотипам;
- объективный способ решения задач;
- упор на жизненные ценности;
- понимание профессиональных приоритетов;
- наличие практического опыта.
Описанные выше 5 основ предопределяют качественную профориентационную работу, главная задача которой заключается в нацеливании выпускника школы на принятие решения в вопросе профессионального самоопределения.
Выбор профессии в масштабе жизненного пути
Самоопределение личности в профессиональном мире представляет собою долгий и трудоемкий процесс. Человек постепенно адаптируется в социуме, закладывая тем самым фундамент профпригодности.
Выше подробно были рассмотрены этапы теоретического выбора профессии, сейчас же речь пойдет о практических сложностях, с которыми сталкивается человек в процессе самоопределения.
Множество молодых людей к возрастной отметке в 23 г. уже завершают обучение в высшем учебном заведении или получают практические навыки на предприятиях. К этому времени романтика юности уже уступает место реальности, и человек трезво смотрит на свой выбор. Одни испытывают удовлетворение от сферы деятельности, а другие спешат сменить профессию.
Достигшие возраста 28 лет личности проявляют социальную активность в выбранной профессии.Определенное место работы и некоторый опыт располагают к профессиональному росту. Отдельная категория людей ощущает психологический конфликт из-за не получивших реализации планов. Отсутствие перспективы в карьере и обнадеживающих результатов рождает желание изменить имеющуюся ситуацию. Душевное смятение характерно этому периоду. Переосмысление профессионального выбора может привести к дальнейшему росту в существующей профессии, смене сферы деятельности, выбору другой специальности.
К 30-нему, а потом и к 40-летнему рубежу проблема профессионального самоопределения может проявиться вновь, стимулируя к активным изменениям в сфере деятельности.
Обширный возрастной период до отметки в 60 лет наиболее продуктивен в профессиональном отношении. Реализация природного и наработанного потенциала личности характерно для этого отрезка времени. Человек реализует жизненные цели, оправдывая смысл существования. Постепенно формируется индивидуальный, характеризующий этого человека, образ жизни и деятельности.
При переходе в пенсионную категорию люди покидают профессию. Но физические и интеллектуальные ресурсы личности еще не реализованы полностью. Перед человеком встает важная задача: найти себе применение в социуме во вновь сложившихся обстоятельствах.
Многие на этом этапе ощущают прилив тревожности, т. к. происходят масштабные изменения в стиле жизни и отношении со стороны социума. Способность личности к адаптации наиболее очевидна на этом этапе. Критическое большинство пожилых людей переживает социальную дезориентацию. Наиболее предприимчивые пенсионеры находят себя в общественной деятельности и продолжают трудиться на пользу людям.
Многочисленный опыт исследований в сфере самоопределения личности может оказать пользу в выборе профессии. Применив советы и подсказки, молодой человек способен избежать грубых ошибок на своем пути и достичь полноценного успеха.
Частые вопросы
В чем сущность профессионального самоопределения?
Профессиональное самоопределение — часть самоопределения личности и Я-концепции, которая включает в себя два основных компонента: процесс выбора и освоения профессии, оценку себя по внутренним и общепринятым критериям профессионализма.
Чем профессиональная ориентация отличается от профессионального самоопределения?
в профессиональном ориентировании Здесь скорее можно говорить, вслед за Е. А. Климовым, о традиционной профориентации, когда клиен- та просто ориентируют. А вот профессиональное самоопределение Page 9 9 предполагает переход к последующим уровням решения проф- консультационных задач.
Каковы условия успешного профессионального самоопределения?
Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания.
Какой этап включает в себя профессиональное самоопределение?
В процессе формирования профессионального самоопределения совре- менной молодежи можно выделить следующие этапы: фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту), этап предварительного выбора профессии (7-10 лет), этап пробного выбора профессии (11-14 лет), этап реального выбора профессии (15-17 лет), этап …
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите свои интересы, увлечения и ценности, чтобы лучше понять, в какой сфере профессиональной деятельности вам будет комфортно и интересно работать.
СОВЕТ №2
Пройдите профессиональные тесты и апробации, которые помогут выявить ваши сильные стороны и предпочтения в выборе профессии.
СОВЕТ №3
Поговорите с людьми, которые уже работают в интересующей вас сфере, задайте им вопросы о специфике работы, требованиях и перспективах развития.