Аморальным, обманным и тайным влиянием на поведение обычно характеризуются манипуляции в общении. Это узкая точка зрения. Если посмотреть более широко, то психологические манипуляции окружают нас повсюду. Начальник управляет подчиненными, а подчиненные начальниками, супруги друг другом, а дети родителями. Люди не замечают, как на них воздействуют, они выполняют чужие пожелания, считая, что поступают по своей воле. В таком случае стоит научиться определять манипуляции, противостоять им и самим их использовать, потому что, вопреки сложившемуся мнению, манипулятивное общение не всегда является деструктивным.
Основные виды влияния
В процессе манипуляции всегда участвует субъект и объект воздействия. Последний не осведомлен о том, что на него оказывают психологическое воздействие, не понимает что его «слабыми местами» пользуется в эгоистичных целях его собеседник. Методы и способы манипуляции людьми в процессе общения различны, они делятся на «осознанные» и «неосознанные». Неосознанные воздействия — частое явление, сам субъект не понимает с какой целью влияет на поведение «объекта». Осознанные манипуляции встречаются особенно часто в деловой коммуникации, это сознательное управление другим для достижения определенных результатов.
Основные виды манипуляций — коммуникационные и поведенческие.
Коммуникационные — это влияние на другого человека при помощи общения. Приемы отличаются в зависимости от того, кто является адресатом манипуляции и чего от него нужно добиться. Большинство коммуникативных техник основываются на использовании эмоций, особенно успешны они при воздействии на чувствительных людей. Поведенческие манипуляции — это управление людьми при помощи поступков. Оба способа воздействия могут серьезно повлиять на личность объекта вплоть до ее подавления и подчинения. Опытные манипуляторы могут так искусно обвести человека вокруг пальца, что тот добровольно исполнит то, чего от него хотели, не понимая, что им управляли.
Мнение врачей:
Эффективные приемы манипуляции играют важную роль в практике многих врачей. Они позволяют улучшить состояние пациента, снизить боль и восстановить функциональность тела. Среди таких приемов особенно ценятся мягкие техники, которые не только эффективны, но и безопасны для пациента. Врачи отмечают, что правильно выполненные манипуляции способны ускорить процесс выздоровления и улучшить качество жизни пациента. Однако важно помнить, что для достижения наилучшего результата необходимо индивидуальный подход к каждому пациенту и учет особенностей его организма.
6 основ коммуникативного воздействия
На доверчивого человека повлиять очень легко, поэтому основная работа заключается в установлении эмоциональной близости со своей жертвой.
Необходимо собрать как можно больше информации о человеке, его эмоциональном состоянии, страхах, мечтах, увлечениях, привычках. Метод противодействия: уклоняться от вопросов, скрывать информацию о себе. Большинство видов манипуляций, используемых в общении, воздействуют на чувства.
Приведем примеры манипуляций в общении.
- Страх. Игра на страхе человека — одна из самых распространенных манипуляций. Начальник может мотивировать своих сотрудников, «мягко» намекая им, что может их уволить, если они не будут работать лучше. Родители рассказывают детям страшилки, чтобы отучить их разговаривать с незнакомыми. Метод используется против плохо информированных людей, которые принимают сказки об опасностях на веру и стремятся их избежать. Некоторые люди придумывают мифические опасности, чтобы поставить своих жертв под свой контроль.
- Любовь. Влюбленным человеком управлять легко. Частое использование приводит к потере уверенности в любви партнера или родителя.
- Неуверенность. Человек неуверенный — легкая добыча. Очень легко использовать его слабости и недостатки в свою пользу. Субъект воздействия чувствует свое превосходство. Способ борьбы с этой техникой — повысить свою уверенность.
- Вина. Технику применяют преимущественно в семьях: родители к детям, мужья к женам. Люди используют чужие оплошности, чтобы вызвать чувство вины, затем оппонента вынуждают выполнить что-то, чтобы загладить вину. Постепенно партнер по общению накапливает недовольство и раздражение, которое способно вылиться в агрессию, поэтому использовать данную технику постоянно опасно. Человек сохраняет молчание, демонстрируя свое расстройство и вынуждая оппонента заглаживать вину.
- Тщеславие. Чувство гордости и собственного достоинства настолько важно для человека, что он способен выполнить что угодно, если обвинить его в трусости или польстить. Человек, который постоянно вынужден что-то доказывать, морально и физически устает. Иногда люди, особенно дети, рискуют жизнью, чтобы доказать свою храбрость.
- Жалость. Чувство жалости можно использовать, чтобы подтолкнуть объект к нужным действиям. Со временем объект, израсходовав свои силы, или бросает субъекта, или начинает использовать эту технику себе во благо.
Невербальная коммуникация
Для воздействия на психику другого человека используют не только слова, но и движения, жесты. Одна из самых эффектных техник называется «отзеркаливание». При использовании этой техники субъект повторяет движения и жесты своего оппонента. Здесь приходится проявить тонкость, излишняя точность вызывает настороженность. На собеседника использование этой техники производит расслабляющий эффект. Он проникается доверием к человеку, который похож на него, «отзеркаливание» воздействует на бессознательное объекта.
Один из способов определить манипулятора — наблюдать за тем, как он говорит и какие жесты использует. Жесты будут оказывать лучшее влияние на слушателей, если будут естественными. Однообразные жесты выглядят неестественно и настораживающе, по этой причине движения во время разговора нужно варьировать.
- Руки протянуть к собеседнику открытыми ладонями вверх. Этот жест означает «доверься мне, я открыт для тебя».
- Ударить тыльной стороной ладони одной руки по открытой ладони другой — «поверь мне, согласись со мной, прими мои аргументы».
- Повернуть ладони тыльной стороной вверх — «вперед, пора делать».
- Сделать жест руками, напоминающий закручивание лампочки — «обрати внимание на эту маленькую деталь».
- Выставить руки вперед открытыми ладонями друг к другу — «мы друзья, не так ли?».
- Жесты отражаются на поведении собеседника или целой группы слушателей, располагая их к субъекту, открывая возможность для других манипулятивных техник. Рекомендуется жесты делать двумя руками для лучшей эффективности.
Опыт других людей
Эффективные приемы манипуляции часто вызывают спорные мнения среди людей. Одни считают их недопустимыми и подчеркивают вредность таких методов в общении, другие же признают их необходимость в определенных ситуациях. Однако, важно помнить, что умение распознавать и защищаться от манипуляций также играет важную роль в повседневной жизни. Некоторые утверждают, что знание эффективных приемов манипуляции помогает лучше понимать окружающих и успешнее достигать поставленных целей. В то же время, критики предостерегают от злоупотребления этими методами, подчеркивая важность этичности и уважения к другим людям. Таким образом, обсуждение эффективных приемов манипуляции остается актуальным и вызывает разнообразные точки зрения.
Доверительное поведение
Многие техники манипуляции предназначены для завоевания доверия человека, чтобы на него можно было легко влиять. Доверия можно добиться несколькими способами:
- Стать «своим» для объекта, доказать ему схожесть с субъектом. Это можно достигнуть «отзеркаливанием» поведения оппонента.
- Использовать комплимент, польстить, проявить сочувствие и поддержку. Для проявления сочувствия можно прикоснуться к руке или плечу.
- Выполнить мелкую услугу или предложить помощь. В обществе принят принцип «услуга за услугу»: человек, который помог субъекту, чувствует желание отплатить добром за добро.
- Встать на сторону объекта, если его критикуют.
- Применить природные данные. Соблазнение является одним из самых древних методов манипуляции. Женщины становится более податливыми перед чужим влиянием, если оно исходит от красивого мужчины, а сильный пол легко поддается на обаяние привлекательных девушек.
Приемы, стимулирующие общение, установление доверительных отношений можно применять в разных сферах жизни: как в рабочем коллективе, так и в семье.
Метод маски
Маска – это способ, которым человек представляет себя другим в той или иной ситуации. Психологи полагают, что маски используют все люди, а свое «внутреннее» истинное «Я» выражается только в моменты одиночества. У руководителя-манипулятора обычно есть много образов на каждый случай, он подготавливает их заранее. У использования масок есть плюсы: возможность сохранить лицо, бесстрастность, безопасность. Минус — риск потери авторитета при неудачном использовании образа.
Менеджер использует маску из-за недоверия к другим, страха перед сближением с коллегами, желания скрыть свою неуверенность. Руководитель скрывает свое «истинное Я» за образами для управления своими подчиненными и для встреч с клиентами. У масок, которыми пользуются работники, основная цель — проявление подчиненного положения. Маски никогда не носят постоянно, их меняют в зависимости от ситуации, от социального статуса собеседника. Чтобы эта техника манипуляции была более эффективной, нужно:
- Легко воспроизводить каждый образ и быстро «входить в него» при смене маски.
- Стремительно реагировать на меняющиеся обстоятельства.
- Не вживаться в образ, применять его только для достижения конкретной цели и не играть в маску постоянно.
Манипуляции — хороший способ приобретения краткосрочных выгод. Этот способ склонить оппонентов к чужим решениям снижает уровень доверия. Долгосрочные связи можно построить только на искренности.
Частые вопросы
Какие есть приемы манипуляции?
Избыточное информирование. … Психологические уловки. … Раздражение оппонента. … Использование непонятных для оппонента слов и терминов. … Подмазывание аргументов. … Уход от обсуждения. … Чтение в сердцах. … Изменение акцентов в высказываниях.Ещё•14 июл. 2016 г.
Что самое страшное для манипулятора?
Разоблачение — самое страшное для манипулятора. В этом случае для него наступает дисквалификация, его высмеивают, обесценивают и лишают власти. Раскрытый манипулятор — несерьезный объект для общения. Способы манипуляции «злоумышленники» выбирают в зависимости от психотипа жертвы.
Какие фразы используют манипуляторы?
«Ты же… » … «Тебе плевать на меня… на мои чувства… … «Я не вижу проблемы в этом». «Ты слишком расчувствовался (-ась)». … «Что произошло, то произошло» … «Я не хочу, что бы ты… … «Если ты… … «Никто не идеален». … «Ты не можешь так поступить».Ещё•19 нояб. 2018 г.
Как спорить с манипулятором?
Избавьтесь от причины манипуляцииПеренаправьте внимание на манипулятораОбращайтесь по имениВо время разговора смотрите прямо в глазаНе позволяйте обобщать по одному фактуПовторяйте свою мысль9 янв. 2021 г.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Будьте критически настроены к информации, которую получаете, и анализируйте ее перед тем, как делать выводы.
СОВЕТ №2
Обращайте внимание на эмоциональное воздействие, которое пытаются оказать на вас другие люди, и не давайте им влиять на ваши решения.
СОВЕТ №3
Изучайте основные приемы манипуляции, чтобы лучше понимать, когда вас пытаются обмануть или оказать воздействие.